игры для развития грамматической стороны речи, группа логопед - ДЕТСКИЙ САД №22 Чебоксары

игры для развития грамматической стороны речи

Одной из наиболее важных предпосылок успешного обучения ребенка в школе является хорошо развитая правильная устная речь, умение связно, последовательно излагать свои мысли.
К моменту поступления в школу ребенок должен обладать следующими грамматическими умениями и навыками:
а) Навыки словоизменения
Ребенок должен уметь:
- изменять существительные по падежам и числам (санки, на санках);
- употреблять различные предлоги; - согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (голубое полотенце);
- согласовывать существительные с числительными (один карандаш, два карандаша, пять карандашей);
- правильно употреблять глаголы (бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите);
б) Навыки словообразования
Ребенок должен уметь:
- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (глаза – глазки – глазищи);
- образовывать глаголы с помощью приставок (шел – вышел – перешел – обошел);
- образовывать название детенышей животных;
- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (малина – малиновое, лиса – лисья).
 
Ниже представлены несколько простых игр, которые помогут ребенку овладеть необходимыми словоизменительными и словообразовательными навыками.
«ОЧКИ-УВЕЛИЧИТЕЛИ»
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными «один», «два», «пять».
Ход игры: взрослый бросает детям мяч и называет слово по определенной лексической теме, согласуя с числительным «один», а дети отвечают, как будет звучать слово с числительными «два» или «пять».
 
«Чей? Чья? Чьё?»
Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
Ход игры: взрослый показывает изображение и спрашивает у ребенка, чей этот предмет: шляпа чья? – мамина; шарф чей? – папин; хвост чей? – кошачий и т.д.
 
«ПРЯТКИ»
Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, за, под).
Ход игры: в гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а Мышка прячется. Дети и Мишка закрывают глаза, в это время один из заранее выбранных детей прячет Мышку. Затем дети «советуют» Мишке, где искать Мышку: «Посмотри под столом! Мишка, посмотри за шторами» и т.д.. Мишка комментирует свои действия «Под столом Мышки нет. Мышка сидит за шторой!»
 
«Бедный магазин»
Цель: упражнять в употреблении родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.
Ход игры: взрослый выступает в роли покупателя, ребенок - в роли продавца. «Покупатель» приходит в магазин, в котором раскуплены все товары: Есть капуста? – Нет капусты. Есть огурцы? – Нет огурцов и т.д.
Игра проводится с мячом.
 
«Какое блюдо?»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Ход игры: по сюжету взрослый и ребенок готовятся встречать гостей и решают, что будут готовить.
Какой суп из фасоли (гороха, рыбы, вермишели, грибов, овощей)?
Какая каша из пшена? (геркулеса, манной крупы, овсяной крупы)?
Какой сок из апельсинов (яблок, груш, фруктов, слив)?
Какое варенье из малины (земляники, черники, вишни, клубники)?
 
«ОДИН – МНОГО»
Цель: учить образовывать множественное число имён существительных.
Ход игры: игра проводится с мячом. Взрослый бросает мяч ребёнку и называет предмет в единственном числе, ребенок возвращает мяч и называет тот же предмет во множественном числе.
Вариант 1. Проталина – проталины, сосулька - …, луч - ….
Вариант 2. На дереве гнездо, а на деревьях…, на ветке лист, а на ветках - ….
 
«ГНОМИКИ И ВЕЛИКАНЫ»
Цель: развивать у детей умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительно-ласкательными суффиксами и понимание разных смысловых оттенков слова.
Ход игры: Игра проводится с мячом.
Вариант 1. Взрослый бросает ребёнку мяч, просит сравнить и назвать: у нас рука – а у Гномика … ручка; у нас нос, а у Гномика – носик и т.д.
Вариант 2. Взрослый бросает ребёнку мяч, просит сравнить и назвать: у нас рука – а у Великана … ручище; у нас нос, а у Гномика – носище и т.д.
 
«ЖАДИНА»
Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями «мой», «моя», «моё», «мои».
Ход игры: ребенок и взрослый «жадничают» и «делят» игрушки (фрукты, овощи, посуду и т.д.).
Мой медведь – моя машина, моё яблоко – мои груши и т.д.
 
«ГОВОРЯЩИЕ СЛОВА»
Цель: учить образовывать новые слова из двух основ.
Ход игры: дети рассматривают изображения кофемолки, мясорубки, пылесоса, рыболова, самолёта. Затем подбирают слова, от которых они образованы.
Почему самолёт так назвали? – Потому что он САМ ЛЕТИТ.
Почему так назвали пешехода? – Потому что ПЕШКОМ ХОДИТ и т.д..
 
 
 

2014 МБДОУ Детский Сад №22

www.dou-22.ru
Яндекс.Метрика