Советы будущему первокласснику, Новости - ДЕТСКИЙ САД №22 Чебоксары

26.12.2019
Советы будущему первокласснику

ПО ДОРОГЕ В ПЕРВЫЙ КЛАСС
В настоящее время школа предъявляет к первоклассникам довольно высокие требования, и ребенок, впервые переступивший порог школы, должен отвечать этим требованиям. Без сформированных у него определенных навыков и умений первокласснику будет трудно войти в ритм современной школы и не отстать от товарищей.
Одной из наиболее важных предпосылок успешного обучения ребенка в школе является хорошо развитая устная речь, умение связно, последовательно излагать свои мысли.
Что же конкретно ребенок должен знать и уметь к моменту поступления в школу? И как отразится несформированность этих знаний и умений на дальнейшем усвоении школьных навыков?
 
Звуковая сторона речи
Ребенок должен уметь:
- правильно произносить все звуки речи;
- четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (мотоциклист, регулировщик);
- говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации; изменять темп речи с учетом содержания высказывания;
Выраженные нарушения звукопроизношения приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», рыба – «лыба»). Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении.
 
Функции языкового анализа
Ребенок должен уметь:
- делить предложения на слова;
- делить слова на слоги;
- уметь выделять все звуки в словах;
- устанавливать последовательность звуков в слове.
Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерные ошибки:
- слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);
- пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);
- пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»); - перестановки букв (комната – «конмата»).
 
Лексическая сторона речи (словарный запас)
Ребенок должен уметь:
- точно подбирать слова;
- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
- дифференцировать обозначения предметов («автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);
- употреблять сложные слова (длинноногий);
- пользоваться эпитетами (чистое поле);
- подбирать метафоры (туча комаров);
- использовать слова и фразы с переносным значением (сломя голову);
-подбирать синонимы (храбрый – смелый).
Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. В более старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.
 
Грамматическая сторона речи:
а) Навыки словоизменения
Ребенок должен уметь:
- изменять существительные по падежам и числам (санки, на санках);
- употреблять различные предлоги; - согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (голубое полотенце);
- согласовывать существительные с числительными (один карандаш, два карандаша, пять карандашей);
- правильно употреблять глаголы (бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите);
Если навыки словоизменения сформированы недостаточно, у детей наблюдаются аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:
- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов»);
- пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);
- ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»);
б) Навыки словообразования
Ребенок должен уметь:
- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (глаза – глазки – глазищи);
- образовывать глаголы с помощью приставок (шел – вышел – перешел – обошел);
- образовывать название детенышей животных;
- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (малина – малиновое, лиса – лисья).
В связи с несформированностью навыков словоизменения у детей могут наблюдаться:
- замены суффиксов (козлята – «козленки»);
- замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»);
Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении. Может нарушаться самостоятельная письменная речь.
 
Связная речь
Ребенок должен уметь:
- свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
- рассказывать о пережитых событиях;
- пересказывать содержание сказки, рассказа;
- описывать окружающие предметы; - раскрывать содержание картины.
Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, устных ответов, а в более старшем возрасте в написании сочинений и изложений.
www.dou-22.ru
Яндекс.Метрика