08.04.2020
Развитие слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста
Развитие слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста
У большинства из детей с нарушениями речи наряду с трудностями звукопроизношения, формирования лексикой, грамматической стороны в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова.
В раннем возрасте нарушение слоговой структуры свойственно всем детям, но его не стоит оставлять без внимания, у детей с нормальным речевым развитием такое нарушение проходит с возрастом.
Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Слова могут быть искажены за счет:
- Нарушения количества слогов (элизия - сокращение (пропуск) слогов: моток-молоток; итерации-увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных: тарава-трава).
- Нарушения последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове: деворе-дерево; перестановка звуков соседних слогов: гебемот-бегемот)
- Искажения структуры отдельного слога (сокращение стечения согласных: капута-капуста; вставка согласных в слог: лимонт-лимон).
- Антиципации (уподобление одного слога другому: пипитан-капитан).
- Персевераций (инертное застревание на одном слоге в слове: пананама-панама)
- Контаминации (соединение частей двух слов: холодильница- холодильник и хлебница).
Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление так называемых вторичных психических наслоений.
В связи с этим необходимо с раннего возраста развивать у ребёнка умение слушать, чувствовать и воспроизводить ритм. Это способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи. Помочь ребенку в преодолении трудностей могут следующие игры и упражнения:
- 1. Для развития слуховой памяти и внимания: «Где позвонили?», «Узнай музыкальный инструмент», «Сколько раз ударили в барабан?», «Кто позвал».
- 2. Работа над ритмом и темпом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.
«Веселые инструменты» Берется музыкальный инструмент и задает ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу.
«Передай привет. Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе.
- 3. Упражнения на развитие координации рук:
«Делай как я». Воспроизведение серий движений руками - ногами.
«Движения животных». Ребенку нужно воспроизвести движения животного в заданном темпе в зависимости от его характера (мишка - вперевалку, медленно, зайчик – быстро с подскоками).
Графические упражнения: «Продолжи строчку», «Выложи орнамент», «Укрась тарелочку», «Что следующее», «Собери бусы».
- 4. Развитие речевой моторики.
Артикуляционная гимнастика.
- 5. Игры и упражнения, направленные на развитие пространственно-временных представлений: начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. На примере детских сказок - «Репка», «Теремок».
- 6. Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звук из слова.
«Паровозик» (выделять последний звук и подбирать и подбирать на него следующее слово-вагончик.)
«Подбери слово» (подбираем слова на заданный звук, слог.)
- 7. Игры направленные на формирование чувства рифмы.
«Доскажи словечко» (отрывки из детских стихов).
«Подбери рифму» (ложка - кошка, танки - санки).
В эти игры вы можете играть с ребенком и дома, и в гостях, и по дороге в детский сад.
2014 МБДОУ Детский Сад №22
www.dou-22.ru