Развиваем чувство ритма у детей, Новости - ДЕТСКИЙ САД №22 Чебоксары

09.02.2021
Развиваем чувство ритма у детей

Ритмы сопровождают нас везде. Чувство ритма у людей врожденное, отсутствовать оно не может, однако может быть на уровне скрытого потенциала, в неразвитом состоянии.
Ребенку для нормального существования оно просто необходимо, поскольку напрямую связано с координацией движений и умением управлять своим телом. Чувство ритма также тесно связано со слухом. Ритм является составляющей слуховых ощущений. По этой причине разнообразные упражнения, развивающие чувство ритма, также помогают развивать чувство слуха.
Многие малыши чувствуют музыку и могут ритмично двигаться чуть ли не от рождения — сразу начинают производить осознанные движения. С другой стороны, у детей, которые данной способностью обделены, можно ее развить, причем в доступной игровой форме.
Наиболее эффективны упражнения для детей до 5-ти лет.
Тактируем ногами: маршируем на счёт 1 – 4. Первая и третья доли – сильные. Выделяем их более сильным ударом ноги. Меняем сильные доли на вторую и четвёртую. Оставляем только одну сильную долю, одним словом, меняем ритмический рисунок.
Марширование под разную музыку: точно также выделяем сильные доли.
Тактируем руками на счёт. Сильные доли выделяем более активным и сильным хлопком, на слабые доли ладони едва касаются друг друга.
Тактируем руками (хлопаем) под музыку.
Прохлопываем или протопываем детский стишок, к примеру, «Кошкин дом».
«Промаршировываем» четверти, приговаривая «шаг-шаг-шаг-шаг», после чего отрабатываем восьмые: бег на носочках со словами «бе-гом-бе-гом».
Протопать-пробежать стихотворение (четвертные доли – шагаем, восьмые – пробегаем).
Оркестр. Выбираем стихотворение, которое малышу уже знакомо (например, стихи А. Барто) и озвучиваем его, используя различные инструменты — бубен, барабан, ксилофон, свистульку или просто хлопая в ладоши на сильные доли. При этом партии у инструментов могут быть разными. Допустим, в барабан будем бить только на сильные доли, а свистулька будет свистеть всегда, только слабые доли тише, а на сильные — громче.
Например: тили-бОм, тили-бОм,
загорЕлся кОшкин дОм
Непослушные козлики. Дети (веселее, если их несколько) встают в кружок, они — козлики, которые играют на лугу. Взрослый произносит любые слоги, произвольно делая акценты. На слабые слоги козлики лягаются (машут ножками назад), а на сильные — бодаются (выставляют над головой руки с вытянутыми указательными пальцами, как рожки).
Например: ТА-та-та-та-ТА-та-ТА-та-та-та-ТА-та-та-ТА
Аплодисменты. Хлопаем в такт любимой песенке. Сначала — только на сильные доли, затем на все, выделяя акценты более сильным хлопком.
Например: пусть всегдА будет сОлнце,
пусть всегдА будет нЕбо или
пусть всегдА будет сОлнце,
пусть всегдА будет нЕбо.
Ёжик и барабан. Взрослый произносит стихотворение про ежика, а ребенок на каждое «бум» ударяет в барабан (хлопает в ладошки или бьет ладошками по коленям). Ведущий может произвольно менять ритмический рисунок в каждом случае, а малыш должен его повторить. Например:
С барабаном ходит ёжик.
Бум-бум-бум! (или, например, БУМ-БУМ-бум-бум-бум)
Целый день играет ёжик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами —
Бум-бум-бум! —
Ёжик в сад забрёл случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!
Повторюшка. Взрослый отстукивает ритм (хлопает, топает, бьет в бубен или в барабан), а ребенок должен повторить ритмический рисунок. Игра станет еще интереснее, если инструменты у ребенка и взрослого будут разные, или взрослый будет прохлопывать ритм, а ребенок — протопывать.
Например:
2—2—3
Или
3—3—1—3—1
или
1—2—2—2
(цифры обозначают количество ритмических ударов, а тире — паузы между ударами).
Над развитием ритма работать нужно целенаправленно. При этом важно понимать, что у одного ребенка могут проявиться ощутимые результаты после пары тренировок, другому же необходимо более длительное время.
 

2014 МБДОУ Детский Сад №22

www.dou-22.ru
Яндекс.Метрика